В середине 17 века в Японии сложилось уникальное художественное явление, которое вошло в историю под названием укиё-э («образы изменчивого мира»). В центре внимания художников укиё-э было несколько тем и сюжетов: прекрасные дамы, актеры театра кабуки, легендарные самураи, пейзажные виды, представители флоры и фауны…
Цветы и птицы («катё-э») – это отдельный поджанр укиё-э, но это не просто предмет любования для японских художников, но и аллегорические символы. Растения и живые существа здесь изображаются парами – цветы, травы и деревья вместе с различными животными, насекомыми, морскими обитателями. Каждый представитель флоры и фауны имеет свое значение: сосна олицетворяет долголетие, цветы сливы - умение стойко переносить невзгоды и чистоту помыслов, пышные цветы пионов - богатство и роскошь, бамбук - непреклонность и моральную стойкость, орхидея - весну, чистоту помыслов, женскую красоту и т.д. Причем, определенному цветку соответствует конкретная птица. Феникс, павлин, петух и фазан, изображаются вместе с пионом; утка - с лотосом; ласточка - с ивой; перепела и куропатки с просом; аист вместе с сосной…
Художники, работавшие в жанре катё-э, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций. Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах японских живописцев, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира тонкими поэтическими переживаниями. Нередко парные изображения растений и животных сопровождались стихами.
Рекомендуем прочитать:
Японская гравюра : иллюстрир. энцикл. / сост. А. Савельева. - Вильнюс : UAB «Bestiary», 2012. - 240 с. : ил.
Книга посвящена одному из ярких и самобытных явлений мирового искусства - японской гравюре на дереве укие-э. Просуществовав около двух столетий, этот вид ксилографии оказал огромное влияние на французскую живопись XIX века и через нее на живопись всех европейских стран. Предлагаемое справочное издание в популярной форме рассказывает о мастерах, работавших в жанре укие-э («образы изменчивого мира»), художественных школах и династиях. Оно знакомит читателя, как с выдающимися представителями направления, так и с менее известными художниками. Книга богато иллюстрирована, снабжена пояснительной статьей и кратким глоссарием, которые помогут читателю понять роль японского искусства в контексте мировой художественной культуры. По объему, полноте и разнообразию представленного материала она не имеет аналогов среди изданий на русском языке.
Японская гравюра / худож.-оформ. А. Киричёк. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 160 с.: ил. - (Мировое искусство).
В книге представлен обзор и высококачественные репродукции гравюр укие-э известных японских мастеров. Кратко описаны история развития жанров и теоретические принципы традиционного изобразительного искусства Японии, сформировавшегося в середине XVII века. Книга может быть использована в качестве учебного и наглядного пособия для учащихся художественных школ, училищ, средних специальных и высших учреждений профессионального образования художественного и культурно-просветительного профиля.
Стэнли-Бейкер, Д. Искусство Японии / Стэнли-Бейкер Д.; Джоан Стэнли-Бейкер; Пер. с англ. - М. : Слово, 2002. - 240 с. - (Большая библиотека «Слова»).
Книга знакомит со своеобразной и загадочной культурой далекого островного государства с доисторических времен до наших дней. Рассказ об особом мировосприятии японцев, об их живописи, каллиграфии, декоративном искусстве и архитектуре представит интерес для всех, кто хочет познакомиться с культурой Востока - далекого и современного.
Искусство Японии, Китая и Кореи / Автор-сост. И. Новикова. – М. : Эксмо, 2013. – 384 с.: ил.
В этом издании собраны лучшие произведения искусства Востока, а именно Японии, Китая и Кореи. Книга подробно рассказывает о хронологии развития живописи в каждой из этих стран, о сходстве и различиях в их восприятии искусства, об особенностях менталитета, отличного от нашего. Каждую работу сопровождают рассказ о творческой манере автора, интересные факты, сопутствующие истории ее создания, период создания и название музея, где вы можете ее увидеть.
Мэйхолл, И. Техника японской живописи суми-ё / И. Мэйхолл ; пер. с англ. В. А. Басько. – 2-е изд. – Мн : «Попурри», 2007. – 128 с.: ил.
Суми-е - это классический художественный японский стиль. Его изящной простотой восхищается весь мир. Данная книга служит идеальным введением в суми-е и заинтересует всех любителей живописи. Техника каждого нового мазка объясняется поэтапно и сопровождается иллюстрациями. Мазки в живописи суми-е накладываются друг на друга, поэтому, освоив всего несколько из них, вы сможете рисовать прекрасные деревья, цветы и животных. Книга поможет широкому кругу читателей познакомиться, изучить и освоить старинный вид изобразительного искусства, вплетающийся в религию, фольклор, философию и этику Востока, а также оказавший влияние на взгляды и творчество многих западных художников.
Искусство Японии / авт.-сост. Н. А. Виноградова. – М. : «Изобразительное искусство», 1985. – (Искусство стран и народов мира).
Японский народ создал неповторимые памятники, вошедшие в сокровищницу мировой художественной культуры. В искусстве Японии многогранно и полно отразились ее история, духовная жизнь, быт. Альбом знакомит с архитектурным искусством древности и средневековья. Вступительная статья, пояснения к репродукциям, словарь терминов и синхронистическая таблица помогут читателю глубже понять содержание произведений.
Китайская живопись / худож.-оформ. А. Киричёк. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 160 с.: ил. – (Мировое искусство).
В книге представлен обзор и высококачественные репродукции произведений живописи известных китайских мастеров. Кратко описаны история развития жанров и теоретические принципы традиционной китайской живописи от древности до наших дней. Книга может быть использована в качестве учебного и наглядного пособия для учащихся художественных школ, училищ, средних специальных и высших учреждений профессионального образования художественного и культурно-просветительного профиля.
Искусство Китая / авт.-сост. Н. А. Виноградова. – М. : «Изобразительное искусство», 1988. – (Искусство стран и народов мира).
Данный альбом «Искусство Китая» посвящен целостному явлению культуры, в комплексе показывает архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Учимся рисовать в китайском стиле. Все о рисовании в китайском стиле / пер. с англ. Е. В. Романычевой. – М. : АСТ: Астрель, 2011. – 143 с.: ил.
Это одновременно и энциклопедия китайского изобразительного искусства и самоучитель китайской живописи для тех, кто считает это искусство своим хобби и хочет научиться рисовать для собственного удовольствия. Множество цветных иллюстраций, рисунков и фотографий демонстрируют различные методы рисования и учат правильно пользоваться живописными средствами и материалами.
«Цветы - птицы» в живописи Китая / авт. текста Н. Виноградова. – М. : Белый город, 2006. – 48 с. – (Эпохи. Стили. Направления).
Книга посвящена одному из древнейших жанров китайской живописи в технике «гохуа» - тушью и минеральными красками. Книга продолжает серию «Мастера живописи». В отличие от других книг серии эта посвящена не творчеству отдельного мастера или художественного объединения, но рассматривает историю и эволюцию одного из важнейших жанров китайской живописи. Именно, «цветы – птицы» ярче других жанров отражает любовь и уважение китайского народа к природе, своеобразие его мировосприятия.