Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: высокие горы, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки… Предлагаем вам волшебное путешествие по просторам России вместе с художником Николаем Александровичем Крапивко.
О пейзаже
Термин «пейзаж» в русском языке происходит от французского «paysage» - «pays» - «страна», «местность». Например, в английском языке термин «landscape» происходит от голландского слова «landschap», которое первоначально означало «область», «участок земли», но приобрело значение как «картина с изображением природного ландшафта» в начале 1500-х гг. Развитие этого термина в Нидерландах было логично, потому что эта страна стала одним из первых мест, где пейзаж стал популярным жанром для живописцев. В это время растет протестантский средний класс, представители его предъявляли новые требования к предметам искусства. Именно пейзаж помог удовлетворить эти потребности.
Но этому жанру еще нужно было получить признание авторитетных художественных академий Италии и Франции. Историческая живопись на классические, религиозные, мифологические и аллегорические темы преобладала над всеми другими. Портреты же, жанровые картины, натюрморты, пейзажи находились на более низкой ступени «иерархии» жанров. Даже когда пейзаж стал более или менее самостоятельным жанром в XVII в., он все так же использовался в качестве второстепенного объекта для библейских, мифологических или исторических сцен.
XVII в. считается периодом рождения классического пейзажа. В картинах этого периода видится влияние античности и стремление изобразить идеальный пейзаж, напоминающий Аркадию - легендарное место в Древней Греции, известное своей тихой пасторальной красотой, о которой писал еще римский поэт Вергилий.
В классическом пейзаже все объекты должны находиться на таких позициях, где каждое дерево, камень или животное должны создавать гармоничное, сбалансированное и вневременное впечатление. Классический пейзаж был усовершенствован французскими художниками Николя Пуссеном и Клодом Лорреном. Оба художника провели большую часть своей творческой жизни в Риме, черпая вдохновение в видах римской сельской местности. Италия в то время был любимым местом работы для многих художников. Пуссен, который с ранних лет посвятил свое творчество исторической живописи, позже пришел к выводу, что пейзаж может вызвать такие же сильные эмоции, как человеческая драма в исторической живописи. С этого момента он работал, чтобы придать жанру пейзажа более высокий статус.
В XVIII в. Италия по-прежнему оставалась источником вдохновения для пейзажистов, в то время как Франция и Англия стали новыми центрами садово-паркового искусства. Но идеалы XVII в. классических голландских и итальянских пейзажей сохранялись. Хотя пейзажи приобретали популярность, европейские академии все так же не придавали большого значения этому жанру. В частности Королевская Академии во Франции - невероятно мощная организация, устанавливающая стандарты для обучения живописцев и выбора тем для их творчества.
Переломить ситуацию смог Пьер-Анри де Валансьен в конце XVIII в. Как и Николя Пуссен, он работал, чтобы убедить Академию и своих современников в достоинстве пейзажной живописи. В 1800 г. он опубликовал книгу на тему пейзажной живописи «Eléments de perspective practique» (дословно «Основы перспективной практики»). Книга подчеркивала значение «исторического ландшафта», который должен быть основан на изучении реальной природы. Последующее поколение французских пейзажистов ощутили пользу от усилий Валансьена. Среди них был Жан-Батист Камиль Коро, его становление как художника в значительной степени произошло под влиянием исторических ландшафтов Валансьена и путешествий по Италии.
XIX в. стал новым этапом в развитии садово-паркового искусства. Промышленная революция изменила традиции сельской жизни. По всей Европе и Северной Америке пейзаж приобрел новый статус. Представители Барбизонской школы, такие как Теодор Руссо, Шарль-Франсуа Добиньи и другие, отошли от идеализированных, классических пейзажей и сосредоточились на живописи с натуры, известная как пленэрная живопись.
Французский живописец Гюстав Курбе отодвинул границы пейзажной живописи еще дальше. Радикальные методы живописи и независимый дух Гюстава Курбе проложил путь для следующего поколения художников - импрессионистов. Такие художники как Клод Оскар Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и многие другие посвятят большую часть своего творчества пленэрной живописи. Живопись Гюстава Курбе, его краски и структура пейзажа значительно повлияла на работы Поля Сезанна и Винсента ван Гога, а также на многих художников XX в.
Использован материал сайта: http://art-assorty.ru/9107-peyzazh-zhanr-v-izobrazitelnom-iskusstve.html
Рекомендуем прочитать:
Барбер, Б. Рисуем как великие / Баррингтон Барбер ; (пер. с англ. И. Наумовой). – М. : Эксмо, 2010.
Одним из самых эффективных способов научиться рисовать испокон времен было копирование работ известных мастеров. В мастерской художника трудились ученики или подмастерья, которые развивали свои навыки путем максимально точного копирования работ мастера. Баррингтон Барбер вспомнил эту давнюю традицию и разработал современную методику по обучению рисованию на примерах шедевров изобразительного искусства. В книге представлено более 300 картин известных художников от Древней Греции до современности. Изучая манеру, почерк и стиль великих живописцев, вы сможете легко овладеть мастерством работы карандашом или кистью.
Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа : учеб. пособие для студентов вузов / Н. П. Бесчастнов. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – (Изобразительное искусство).
В учебном пособии рассмотрены основы теории и практики графического изображения пейзажа применительно к задачам специального обучения художников декоративно-прикладного искусства. Пособие адресовано студентам высших учебных заведений декоративно-прикладного искусства и дизайна, может быть полезно учащимся средних художественных заведений и тем, кто самостоятельно занимается изобразительным искусством.
Бялик, В. М. Пейзаж / В. М. Бялик. – М. : Белый город, 2001 . – (Энциклопедия живописи для детей).
Каждая книга данной серии подробно и занимательно освещает один из аспектов живописи на основе сотни цветных иллюстраций. Серия специально создана для детей среднего школьного возраста с учетом особенностей их восприятия, поэтому она является незаменимым, интересным и доступным источником знаний об искусстве. Кроме того, она развивает эстетический вкус, интерес к чтению и может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках по ряду предметов в школе. К работе над книгами привлекались лучшие педагоги и специалисты по истории искусства.
Водный пейзаж. Основные техники изображения / - М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – (Школа рисования).
Водная стихия – самая непостижимая часть окружающего мира, всегда вдохновляющая живописцев. Не имеющая ни формы, ни цвета, но удивительно разнообразная в своих проявлениях, она превращается на полотнах художников в бурлящий аквамарин морских волн, сверкающий на солнце океан… Вы думаете, только волшебник может передать энергию и красоту воды? Вовсе нет. Откройте эту книгу, и она шаг за шагом научит вас создавать яркие блики, тени и отражения, передавать движение и глубину волн, познакомит с техниками и приемами изображения воды.
Грей, П. Рисуем пейзажи / Питер Грей ; (пер. с англ. Т. Платоновой). – М. : Эксмо, 2012.
Бесконечно разнообразные и живописные пейзажи предоставляют художнику необъятные возможности для творчества. В этой книге писатель и художник Питер Грей расскажет вам обо всех этапах создания пейзажей: от мельчайших деталей до панорамных сцен. Пошаговые упражнения помогут разобраться начинающему художнику во всех тонкостях рисования пейзажа и позволят быстро добиться впечатляющих результатов.
Кумбз, П. Пастельная живопись / Питер Кумбз ; (пер. с англ. С. Кормашовой). – М. : Изд. Дом «Кристина – новый век», 2004.
Питер Кумбз проводит поэтапные уроки-демонстрации, позволяющие освоить технику пастельной живописи и начать творить самим. С помощью текста и поэтапных иллюстраций (в этой книге их 75) мы научимся смешивать тона, изображать небо, а потом и пейзажи. Мы узнаем, как рисовать воду и тени, как наполнить картину светом и воздухом.
Пейзаж. Основы техники изображения / - М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2010. – (Школа рисования).
О пейзаже написано немало книг. Этот жанр, один из старейших в живописи, традиционно любим и художниками-дилетантами, и профессионалами, поскольку, как говорил Клод Моне, позволяет выразить то, что чувствует художник в присутствии природы. Такой субъективизм, однако, не исключает знания основных технических приемов, законов композиции и перспективы, без которых написание пейзажа невозможно. Эта книга не только познакомит вас с особенностями жанра, но и станет практическим руководством к созданию всех видов пейзажа различными изобразительными материалами.
Сайдевей, Я., Хоггет, С. Рисуем карандашами, тушью и пастелью / Я. Сайдевей, С. Хоггет. – (пер. с англ.). – М. : ЗАО «БММ», 2010.
Многие люди хотели бы научиться рисовать, но испытывают неуверенность перед пугающе чистым листом бумаги. С этой книгой легко преодолеть страх и сделать первый шаг к созданию будущей картины. Авторы предлагают несколько уроков-рекомендаций, которые помогут освоить технические приемы работы с карандашами, тушью, углем и пастелью. Специальные методики позволят овладеть нанесением контуров, штриховкой и градацией оттенков; попробовать себя в различных техниках и манерах рисования; развить навык выполнения беглых набросков и подбора цветовых сочетаний; научиться изображать портреты и фигуры, натюрморты и животных, пейзажи и здания, деревья и цветы. Книга снабжена множеством наглядных примеров рисунков, которые вдохновят начинающего рисовальщика на дальнейшее самосовершенствование.
Шматова, О. В. Самоучитель по рисованию акварелью / Ольга шматова. – М. : Эксмо, 2007.
Читателям предлагается современный самоучитель, представляющий собой уникальное собрание художественных приемов работы акварелью. Эта книга бесценна для тех, кто только начал знакомиться с такой интересной техникой, как акварель, и любопытна тем, кто уже начал работать с ней. Готовые приемы позволят начинающим художникам развиваться как творчески, так и технически, экономя время и силы для дальнейшего профессионального роста. Эффективная, наглядная и современная методика обучения направлена на раскрытие природного потенциала и дает возможность овладеть простыми и доступными художественными навыками.